Доклад Е.М. Ачьюта Прии прабху: 4 поколения ИСККОН

Е.М. Ачьюта Прия прабху сделал интересный доклад о «Четырёх поколениях ИСККОН» на расширенном национальном совете в «Новом Маяпуре».

Доклад построен на презентации, которая была сделана для ДжиБиСи на основе исследований развития ИСККОН и других религиозных движений.

(выдержки из лекции)

Ежегодно появляются сотни новых движений. Но лишь одно из тысячи привлекает множество последователей и существует больше ста лет. … Этот анализ основан на исследованиях, которые с разных точек зрения рассматривают формирование и рост нескольких религиозных движений. Цель заключается в том, чтобы посмотреть, определить основные закономерности, посмотреть на сколько они справедливы так же и для ИСККОН или вовсе не применимы. И, может быть, есть какие-то вещи, которым мы можем научиться на основе других, на ошибках других. Разумный учится на других, а не на своих ошибках.

Творческое управление ачарьи-основателя

Мы знаем, что Шрила Прабхупада так же… он говорил какие-то вещи, он пробовал какие-то вещи и потом он менял. В какой-то момент он говорил: ДжиБиСи должны быть все саньяси или должны быть грихастхи, президенты храмов должны быть саньяси или грихастхи. Он пробовал, он смотрел. В какой-то момент он говорил: да, мы можем ввести многожёнство. В какой-то момент, после этого, он сказал: ни в коем случае, забудьте об этом.
Т.е. определённое творческое управление. И вместе с тем основатель сталкивается с вызовом со стороны своих последователей, он должен завоевать своё положение, неизбежно на основе своих качеств, своих наставлений, своей проповеди. Потому что амбициозные, влиятельные последователи иногда пытаются столкнуть лидера с его положения. И имея дело с таким кризисом основатель подаёт пример того, как действовать в такой ситуации, он создаёт какую-то новую систему для урегулирования таких вызовов. Например ДжиБиСи был создан Шрилой Прабхупадой частично для того, чтобы урегулировать один из подобных кризисов.

4 поколения

В первом поколении присутствуют: Вопросы, Наставления, Контекст, Намерения.
Во втором поколении присутствуют: Вопросы, Наставления, Контекст.
В третьем поколении присутствуют: Вопросы, Наставления.
В четвёртом поколении присутствуют: Вопросы.

Как избежать такой ситуации и сохранить целостность послания Шрилы Прабхупады для будущих поколений?

Наставления

Наставления содержатся в его [Шрилы Прабхупады] книгах. Правильно?
Мы все имеем книги. Мы все акцентируем на чтении книг Шрилы Прабхупады. Но что интересно — если вы посмотрите, с поколениями, даже у нас в ИСККОН, становятся популярными для учеников каких-то определённых гуру, например, книги, их гуру становятся, за частую, может быть, более для них популярными и актуальными, чем книги Шрилы Прабхупады. Мы видим — люди читают очень много, но часто они не читают книги Прабхупады. Лекции остаются Шрилы Прабхупады, тоже самое. Беседы Шрилы Прабхупады. Наставления содержатся в его письмах. И так же личные наставления, которые он давал своим ученикам, последователям. Это его наставления, которые можно почерпнуть из этих источников.

И что мы видим, интересно, намерения и контекст от чего зависят: другие последователи — другие наставления, которые могут выглядеть противоречиво. Мы видим даже, что Шрила Прабхупада разным последователям буквально через 5-10 минут, он разным последователям давал противоположные наставления. Поэтому контекст и намерения — это очень тонкая таттва.

Задача первого поколения

Задача первого поколения (Шрила Прабхупада и его ближайшие ученики): передать настроение миссии следующему поколению, чтобы вот это всё [Намерения, Контекст, Наставления] было заполнено.

Задача второго поколения

И так, второе поколение (ученики Шрилы Прабхупады) после ухода основателя, каковы его задачи?
Главная цель и вклад второго поколения — это сохранение единства и расширение движения. Это логическое продолжение предыдущего этапа.
99% движений рассеиваются на этом этапе и исчезают после ухода их основателя. И мы видим как это происходило в Гаудия-матхе. Гаудия-матх рассеялся. Возникло много-много организаций.

Задача третьего поколения

Нет сомнения, что третье поколение (ученики учеников Шрилы Прабхупады) так же должно работать… продолжает работать, чтобы сохранить целостность движения. Если второе поколение создало основу для единства, то теперь необходимо так же сформулировать, объяснить и освоить понятие разнообразия. И мы видим, что на этом этапе совершенно очевидно — взгляды становятся всё более диаметрально противоположными, даже в приделах того, что дано основателем. Не говоря уже о ситуациях, когда учение основателя претерпевает влияние извне от других философий, взглядов или культуры, так сказать, за бортом движения.

Последователи на этом этапе так же могут иметь и частично имеют трудности по поводу того, чему из наставлений основателя отдавать приоритет. Потому что мы знаем, что Шрила Прабхупада, в своих наставлениях он говорил, что когда, например… с самого начала он говорил: уличная санкиртана — это самое главное. Преданные выходили и пели на улицах по 10, по 12 часов. И Шрила Прабхупада издавал «Back to Godhead», и в какой-то момент он говорил: «Back to Godhead» — это самое главное распространять. Позднее Шрила Прабхупада, когда появились книги, начали распространяться его книги, он говорил об абсолютной важности распространения книг, что самое главное — это распространять книги. Далее он говорил о том, что самое главное не просто распространять книги, но читать их и изучать, и сгущать молоко. И он говорил так же, что самое главное — это сельско-хозяйственные общины. И потом Шрила Прабхупада говорил, что самое главное — это построить варнашраму. Т.е. много, много наставлений. В какой-то момент он говорил, что самое главное — это проповедь учёным, поскольку они играют роль брахманов в обществе, и институт Бхактиведанты — это самое главное.

И вот как найти единство всех этих… практически единство всех этих наставлений — этот вопрос в какой-то момент становится достаточно острым. На этой основе могут быть разногласия.
Для этого этапа так же важно понимать контекст, в котором были высказаны эти наставления Прабхупады, а так же его намерения. Нет сомнений, что все эти программы должны развиваться, одна не исключает другую. Очевидно, что появляются многие преданные, которые специализируются в каких-то вопросах. И в принципе это хорошо, это богатство нашего движения.

Наша система управления обществом разрослась, появились новые элементы. Например появились Национальные советы, у нас появились региональные секретари, у нас огромные храмы. Например, храм имеющий 35-40 департаментов, что факт, что реальность, больше не может управляться, как это было установлено ранее, тремя людьми — президентом, казначеем и секретарём. Поэтому по всему миру в храмах есть советы с уполномоченными лидерами департаментов. Появились различные министерства в ИСККОН, которые специализируются на различных направлениях служения: и пуджа, и сельское хозяйство, и защита коров, это юридические вопросы, это медиация, это связи с общественностью, защита детей и т.д.. Появилась какая-то косвенная проповедь у нас.

Т.е. у нас много компонентов, которые возникают и нужно,чтобы это всё было связанно, завязано, соотнесено с ролью ДжиБиСи, с ролью Шрилы Прабхупады, чтобы это не размывало философию, данную Шрилой Прабхупадой.

Задача четвёртого поколения

В четвёртом поколении (ученики учеников учеников Шрилы Прабхупады), проявляется… есть вызов практического социального строительства и применения в жизни. Т.е. в движение приходит много разных людей, и многие из этих людей по той или иной причине не будут или тщательно не изучают писания. Может быть они не склонны к философии. И понятно, что мы просим, мы говорим о том, что надо читать и учиться, но необходимо так же, чтобы это знание подавалось в движении не просто как философия, но как культура, которая охватывает все сферы жизни человека и позволяет человеку… как Шрила прабхупада говорил: религиозный человек это тот, кто религиозным образом ест, спит, совокупляется и защищается. Т.е. эта культура позволяет человеку естественным религиозным образом, в соответствии с нашей философией, жить в быту, в повседневности. Т.е. это предполагает, что человек даже не будучи знатоком философии, не понимая, может быть, всех глубин, действует автоматически на уровне знания, на уровне философии, если есть оболочка культуры.
И эта задача как раз четвёртого поколения.

При смене поколений, не зависимо от времени, всегда задача стоит в сохранении непрерывности традиций.

Опубликовать

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ВНИМАНИЕ! Чтобы оставить запись, сложите два числа ниже и впишите ответ в окошко! Так мы поймем, что вы не робот. :-)

Сколько будет 4 да 11 ?
Please leave these two fields as-is: