Разбор Бхагавад Гиты с научной точки зрения (лекция Вайшнава Ананда прабху за 05.11.2017) | часть 1

Ом Намо Бхагавате Васудевая

10 глава Бхагавад Гиты «Вибхути [великолепие] Господа»

Бхагавад Гита — это научная литература. Её не надо понимать как свод религиозных законов. Но к ней нужен научный подход. Знание в ней изложенно научно и последовательно.

Бхагавад Гита 10.1

Кришна говорит о Своём великолепии и Своих качествах. И Он говорит: «Я расскажу тебе нечто большее, чем уже рассказал«.
Первые и последние 6 глав скрывают центральные, в которых Кришна последовательно рассказывает о знании, сокровенном знании, самом сокровенном знании.

Под знанием подразумевается знание материальных законов.
Сокровенное знание — знание о душе.
Самое сокровенное знание — это отношения между душой и Верховным Господом.
И в 10 главе Бхагавад Гиты Кришна, изложив эти виды знаний, говорит, что поведает ещё что-то более сокровенное. Но что может быть более сокровенным, чем взаимоотношения между Верховным Господом и душой?
Для того, чтоб получить ответ и понять его надо разобрать о чём Кришна говорит до этого.

Бхагавад Гита Глава 1

Бхагавад Гита начинается с поля Курукшетры, на котором должна состояться битва. И повествование фактически затрагивает два действующих лица: Кришна — Верховная Личность Бога — и Арджуна, играющий роль царя.

И в 1 главе Бхагавад Гиты говорит в основном Арджуна. Он даёт знание дхармы. Что это за дхарма, о которой говорит Арджуна? В контексте данной главы дхарма — это законы нашего мира, законы варнашрамы. Т.е. Господь, создавая Вселенную, даёт законы варны и ашрама, в соответствии с которыми люди могут нормально жить, получить всё необходимое, удовлетворить свои потребности и потом в них должна проснуться жажда чего-то большего, познания смысла жизни.
Арджуна очень хорошо знал эти законы. И мы видим, что в данной ситуации эти законы дхармы дали осечку. Они не смогли решить эту конкретную ситуацию. Прекрасно зная законы дхармы он запутался.

Если посмотреть описание классов кшатрия и брахмана, то мы увидим, что кшатрий досконально знает принципы дхармы. Он знает кто и какие обязанности должен выполнять. Он контролирует всех: брахманов, кшатриев, вайш и шудр. Квалификация кшатрия — следить, чтоб каждый выполнял свои обязанности.

Но кшатрий — это человек, находящийся под влиянием гуны страсти. Т.е. у кшатрия есть знания и есть энергия, но эта энергия направлена на материальное благосостояние. Он не находится под влиянием гуны невежества. У него прекрасный характер. Если же есть проявление анартх — это проявление гуны невежества. Тама-гуна это очень плотная, тяжёлая гуна, которая глубоко оседает в нашем сознании и от которой очень сложно избавиться. Активная Раджа-гуна — очень нестабильная гуна.
Если рассмотреть на примере нового человека, пришедшего к духовности, то он как бы авансом получает духовный опыт, который очень-очень-очень непросто получить. Это уникальная возможность получить духовные знания и какой-то свой духовный опыт, духовные переживания, связанные с практикой бхакти. Это то, что очень легко получить сейчас по милости Господа Чайтаньи, Шрилы Прабхупады, старших преданных.

И у такого человека меняется видение жизни, меняется парадигма. Он так и остаётся под влиянием гун страсти и невежества.
В самом начале духовной практики часто наблюдается такая «болезнь» как бездействие. Гуна страсти понижается. И, хотя кажется, что такой человек активен внешне, но его гуна невежества никуда не ушла, т.е. анартхи сидят. Со временем преданный сбавляет темпы, оставляя минимум служения, как бы успокаиваясь. Но это даже не уровень гуны благости, это невежество. И мы можем сказать, что анартха-ниврити — это избавление от невежества, от тяжёлых самскар, которые глубоко сидят.

Из этого можно глубже понять кто такой кшатрий. Это человек свободный от гуны невежества, прошёл анартха-ниврити на материальном плане.

Т.е. любую йогу, описанную в Бхагавад Гите, можно рассмотреть на двух планах:
• обычное понимание;
• понимание на пути бхакти.

Из этого следует, что в Бхагавад Гите описаны два пути развития: прямой путь, подразумевающий бхакти, и окольный путь (карма-йога, аштанга-йога…). Но этот же путь можно применять в духе бхакти, они похожи. Например мы можем рассматривать как преданный практикует карма-йогу и как непреданный практикует карма-йогу.

Возвращаясь к нашей теме — в первой главе Бхагавад Гиты Арджуна стоит на принципах дхармы, кшатрия. И он заходит в тупик.

Вторая часть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *